
Между тем на самом деле все pовно наобоpот: модные бездельницы покупают прежде всего широко разрекламированные новинки знаменитых брендов, тогда как главным признаком селективной, или, как ее еще называют, нишевой парфюмерии, является практически полное отсутствие рекламы, особенно традиционной —
Сложность, но не элитарность
Весь XX век парфюмерия неуклонно превращалась из продукта элитарного, доступного только буржуазии, в продукт массовый, доступный всем и каждому. К 90−м годам этот процесс достиг своего апогея — запрет на использование веществ животного происхождения и расцвет химической промышленности привели к тому, что закладываемая маркетологами при создании нового продукта цена за 1 мл неуклонно понижалась, а значит, натуральные компоненты заменялись на синтетические, а дорогие синтетические на дешевые синтетические. Ну и, конечно, глобализация и общий для всех традиционных производств процесс упрощения, ускорения и унификации, который на искусстве составления запахов сказался необратимо: ароматы стали выпускать с той же частотой, что и коллекции одежды, — по несколько штук в сезон, тогда как прежде на создание каждого аромата в приличных домах уходило года
Селективные марки создавались как альтернатива продукции интернациональных мегабрендов, их взаимоотношения можно сформулировать примерно так: коммерчески беспроигрышная посредственность vs цветущая сложность. Если там — астрономические рекламные бюджеты, фотомодели, дешевые синтетические компоненты и тотальное распространение, то здесь — изустное продвижение по принципу «для тех, кто понимает», продажа в строго ограниченном количестве мест и стоимость компонентов более 1 у. е. за 1 мл. Если в первом случае львиную долю цены, уплаченной вами за флакончик, зачастую составляют затраты на рекламу с Натальей Водяновой, Дарьей Вербовой или другой горячей
Селективные марки продают не просто запах и не глянцевый рекламный образ, а сложный продукт, состоящий из идей, эмоций, воспоминаний. Концепт марки может быть простым — например,
Традиции вообще очень важны в данном случае, поэтому нишевая парфюмерия есть там, где есть серьезные парфюмерные традиции, а именно во Франции, в Англии
Один из главных признаков селективной парфюмерии — бескомпромиссность: ее создатели любят говорить, что им чужд всякий конформизм, что они делают запахи не на потребу маркетингу и пиару, а сугубо из собственных представлений о прекрасном. Надо признать, что, пусть и с некоторыми оговорками, но это действительно так: эти марки создавались прежде всего как пространство свободного парфюмерного творчества вне прокрустова ложа мегабрендов. Знаменитый парфюмер Серж Лютанс, создатель одной из самых популярных селективных марок, рассказывал, как он начинал делать парфюмерию, тогда еще для марки Shiseido: «В те времена я все еще оставался слишком робким, чтобы осмелиться и настоять на своем выборе компонентов. На все свои предложения я систематически получал ответ: 'О, только не это! Невозможно!'. Селективные марки следуют прямо противоположному принципу: все возможно, и чем необычней, особенней, тем лучше. Формально и для удобства изложения их можно разделить на три основных типа.
Классика и лирика
Среди селективов есть целая группа марок, создающих запахи в винтажной стилистике — „как с бабушкиного туалетного столика“. Практически все они позиционируются как старые, с богатой историей (реальной или придуманной), либо как „возвращение к традициям“.
Одна из самых первых, известных и заслуженных марок — французская L'Artisan Parfumeur. Она была создана знаменитым парфюмером Жаном Лапортом в 1976 году. Лапорт провозгласил источником своего вдохновения „давние традиции французского парфюмерного искусства“. Вполне старинно выглядят и строгие флаконы L'Artisan с золотой крышечкой. Первый запах, созданный им в 1978−м, — Mure et Musc („Ежевика и мускус“) произвел буквально фурор: он воспроизводил ощущение летнего сада, нагретых на солнце спелых ягод и листьев. Другим он кажется запахом бабушкиной дачи, третьим — еще
Одна из заслуг L'Artisan Parfumeur состоит в их новаторском пафосе — они вводили в парфюмерный оборот многие запахи, например первыми создали аромат на основе инжира — Premier Figuier („Молодой инжир“), фиги с тех пор стали чрезвычайно популярны среди селективов, а в 2004 году — туалетную воду с запахом ананаса Ananas Fizz („Газированный ананас“). В конце 2005 года они провели очень концептуальную акцию. Любой аромат, основанный на природном сырье, будет варьироваться в зависимости от качества этого сырья, которое год на год не приходится. И вот L'Artisan скупил весь тунисский урожай цветов апельсинового дерева, который в этом году оказался выдающимся, и запустил серию под названием Grand Cru, решив применить к парфюмерии принципы виноделия — ценность определяет год урожая. Так появился первый из них — Fleur d'Оrange 2005. Тунисского флердоранжа хватило на 2990 флаконов, каждый из которых пронумерован, через несколько лет они непременно будут продаваться на парфюмерных аукционах. В 2006 году ожидается следующий — на этот раз из нарциссов.
Что еще сказать про эту замечательную марку? С L'Artisan работали и работают многие замечательные парфюмеры (см. „Профессионалы“), ее любят и уважают все так называемые парфманьяки, то есть фанаты парфюмерии, и нет ничего лучше для знакомства с селективами — среди более чем 30 наименований каждый найдет
Уйдя из L'Artisan Parfumeur, Жан Лапорт создал еще одну марку — Maitre Parfumeur et Gantier („Мастер парфюмерии и перчаточных дел“). Как видно из названия, она создавалась на тех же принципах — старинные традиции XVII века, когда в парфюмерных салонах пропитывали ароматами перчатки, веера и парики. Сейчас маркой занимается
Одна из самых заслуженных французских селективных компаний — Diptyque, созданная в Париже в 1968 году тремя друзьями: Десмондом
Еще один популярный селективный проект — марка Amouage. Проект этот арабский, вызванный к жизни в 1988 году волевым решением султана Омана, озаботившегося возрождением национальных парфюмерных традиций (в древности и в средние века они действительно были сильны). Проект был задуман с феодальным размахом: султан призвал знаменитого француза Ги Робера, парфюмера в третьем поколении, создавшего Dioressence (Dior), Madame Rochas (Rochas) и многие другие хиты, предложив ему „ни в чем себе не отказывать“ — использовать любые ингредиенты любой стоимости.
Что Ги Робер и сделал, употребив такие драгоценные компоненты, как, например, серебристый ладан. Робер создал первый аромат Amouage — Gold, а далее бренд развивался самостоятельно. Amouage вызывает диаметрально противоположные реакции: у него есть пламенные поклонники, считающие эти богатейшие ароматы вершиной парфюмерного искусства, и столь же пламенные противники, называющие их „кичем, кричащим и вульгарным“. Но равнодушным не остается никто — эти запахи из разряда „девушка прошла — все заметили“. Кроме того, Amouage славен и своими флаконами, которые покрыты разными видами золота и драгоценными каменьями (для этого были мобилизованы английские придворные ювелиры). Марку у нас очень любят — нашим людям близка основательная восточная роскошь.
Французская марка Montale тоже связана с Ближним Востоком. Ее создатель Пьер Монталь Долгове в свое время занимался там бизнесом, а потом вернулся в Париж и все свои восточные впечатления конвертировал в причудливые ароматы, очень неожиданно раскрывающиеся на коже. В связи с Montale часто вспоминают восточные аттары — традиционную арабскую парфюмерию, в которой не используется спирт, а только смеси различных масел (дерева алоэ, розы, жасмина и т. д.). Флаконы этой марки делаются из алюминия (чтобы аромат не портился под воздействием света) и выглядят довольно оригинально. У Montale есть несколько очень достойных запахов — например, на многочисленных парфюмерных форумах хвалят их пачули (Patchouli Leaves) и ветивер (Vetiver des Sables), у них два интересных мускуса — имбирный (Ginger Musk) и белый (White Musk). Особая гордость марки — линия запахов на основе масла восточного дерева уд, которое действительно ни с чем не спутает даже абсолютно нечувствительный к парфюмерии человек.
Маpка Les Parfumes de Rosine тоже эксплуатирует традиции и историю. Ее создатели декларируют возрождение ароматов старой Les Parfumes de Rosine, которую в 1911 году создал знаменитый парижский модельер Поль Пуаре. Сейчас проектом занимается внучка Наполеона
Из такого рода брендов можно еще назвать Histories de Parfums все в той же популярной стилистике старой французской парфюмерии, прекрасную английскую марку Pecksniffs ( у нее, например, есть замечательный женский аромат Floriental) , марку очень интересную и тоже английскую Czech & Speeke,
Только имя
Следующая разновидность селективов — именные бренды, называемые обычно по имени своих создателей. И здесь есть ряд марок, которые по формальным признакам вписываются сюда, но концептуально относятся скорее к первой группе. Это британские Creed и Penhaligon's, а также французская E. Coudray.
Во всех рекламных буклетах Creed описываются почтенные семейные парфюмерные традиции, связанные еще с колониальной эпохой. Однако от многих знатоков парфюмерной истории мне приходилось слышать большие сомнения в наличии этих тpадиций. Тем не менее запахи Creed делает достойные, типично английские — чистые и внятные, полностью соответствующие своим названиям. Правда, у марки есть несколько ароматов, придуманных с несвойственной англичанам замысловатостью — это богатые колониальные Santal Imperial и Jasmin Imperatrice Eugenie.
Penhaligon's — вот классическая английская парфюмерная марка, без всяких сомнений в подлинности: парикмахер Уильям Генри Пенхалигон поставлял парфюмерию к королевскому двору и в дома британской знати. Здесь тоже практически все запахи соответствуют написанным на этикетке названиям: лилия, колокольчики, ландыш, английская ферма. Почти никаких неожиданностей, хотя есть несколько более фантазийных вариантов — например, Malabah или Artemisia. Первый запах Penhaligon's назывался Hammam Bouquet и, по одной из версий, был первым в истории парфюмерии ориентальным запахом. Любой
Эдмон Кудре был химиком, и в XIX веке марка E. Coudray входила во французский топ. Но потом она фактически исчезла и была возрождена только в 70−х годах. Конечно, старые формулы ароматов модернизировали и переназвали, но их отчетливая старинность сохранилась: все они
Между тем в этой группе есть марка, наиболее полно воплотившая философию селективов. Она называется Editions de Parfums Frederic Malle. Фредерик Маль — человек, не имеющий ни малейшего отношения к созданию парфюмерии, — просто собрал девять знаменитых парфюмеров и предложил им сделать запахи на свое собственное усмотрение. И все это — исключительно из любви к искусству, нимало не заботясь о продвижении, динамике продаж и вообще доходности проекта. В результате получилось пятнадцать необыкновенных запахов, каждый из которых — произведение парфюмерного искусства настолько, что нет смысла упоминать отдельные названия. Любой уважающий себя знаток и любитель парфюмерии старается собрать у себя всю коллекцию хотя бы в пробниках, это как академическое собрание сочинений классика для библиофила. Идеальное воплощение идеального проекта — к сожалению, в России недоступное.
Знаменитая именная марка была создана бывшей французской моделью Анник Гуталь и получила ее имя — Annick Goutal. История успеха этой марки — классическая для нишевой парфюмерии. Человек просто начинает заниматься тем, что ему очень нравится, и в результате у него получается так хорошо, что это нравится другим. Все свои запахи Гуталь делала для
Есть селективные бренды, которые были сделаны известными людьми, желающими создать себе пространство для свободного творчества, самые знаменитые из них — марки Сержа Лютанса
Первый долгое время работал
В отличии от Лютанса, который придумывает парфюмерный образ, но не создает сам формулы ароматов,
Несколько слов надо сказать об итальянской марке Lorenzo Villoresi. Вопреки тому, что было сказано выше об итальянской парфюмерии вообще, эта марка делает ароматы яркие и полнокровные: очень внятные пачули, строгий сандал, интригующий ладан, густые специи и тонкий мускус. Возможно, потому что сам Вилорези натренировался на создании индивидуальных запахов для своих клиентов.
Все вышеназванное — только самая верхушка, и в этом ряду есть еще множество интересных марок: Nicolai, созданная Патрисией де Николаи, происходящей из самого великого парфюмерного рода Герленов и делающей соответствующие статусу ароматы; Keiko Mecheri, несмотря на свое японское происхождение, создающая вполне интернациональные и очень профессиональные ароматы, очень милые английские марки — Miller Harris, Jo Malone — и замечательные мужские запахи Geo F. Trumper, а также легендарная марка Perfums d'Orsey, созданная в XIX веке знаменитым денди графом Д'Орсе.
Игрушки
Третья группа — самая незамысловатая, менее всего нагруженная всяческими идеями и, на мой взгляд, менее интересная. Это парфюмерия, созданная как необременительное развлечение. Именно эти марки чаще всего используют модные девушки, ежели
Есть еще один тип марок этой разновидности — марки, представляющие собой парфюмерный конструктор: набор монозапахов, которые можно друг с другом смешивать. Бюджетный вариант такой игрушки — марка Demeter, где в практически аптечные пузырьки разлиты как воспроизводящие природные запахи типа помидорной ботвы, резеды или пыли. Но есть более благородные бренды, предлагающие своим клиентам похожий аттракцион, — например, парфюмерия Etro, к которой прилагается специальная брошюра с правилами смешивания, или наборы под маркой NellyRodi Scent Factory, состоящие из восьми запахов, уложенных в пластиковую коробку, выложенную поролоном. Тут запахи вполне благородные, классические без всякого ерничанья — ладан, мускус, пачули и т. д., и качество их очень достойное.
Многие, впервые пробуя селективные запахи, впадают в некоторую ольфакторную растерянность и в ответ на вопрос „ну как?“ говорят, что у всех них есть